Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 19.05.2024, 16:38

НШДС №51

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [14]
Наши достижения [0]
Мини-чат
200
Наш опрос
Нравится ли вам питание в нашем учреждении?
Всего ответов: 37
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Грамотеи
"Опять по русскому двойка!" 
- говорит ваш ребенок, возвращаясь из школы. 
Как же так? Правила вроде все знает 
и по другим предметам не отстает. 
В чем же дело?

Когда М.В. Ломоносов сказал о русском языке, что он сочетает в себе крепость немецкого, нежность итальянского и прочее, он, видимо, забыл о том, что наш язык имеет еще и сложность китайского. Впитавший в себя словарный состав всех славянских народов, обогатившийся в ходе истории тюркской, греческой и европейской лексикой, постоянно освежающийся легко приживающимися неологизмами - гибкий, богатый, но уникальный по своей сложности русский язык! Язык, в котором большая часть грамматики сложилась исторически и не поддается никаким правилам. Им надо дышать, жить, чтобы почувствовать истинное удовольствие от его безграничных возможностей и научиться им пользоваться.

Знакомые пригласили моих друзей в гости в Германию. Разговаривали все на немецком языке. Хозяева много путешествуют, знают английский, теперь учат французский. На вопрос гостей: "Почему бы вам не выучить русский?", они недоуменно покачали головами: "Кириллицу? Это все равно, что для вас, русских, освоить иероглифы! Нет уж, спасибо!"

"Я поеду в Москву, оттуда в Кавказ", - говорит иностранец. - "На Кавказ", - поправляете его вы. - "А, я понял. Оттуда я поеду на Белоруссию". - "В Белоруссию", - говорите вы. "Да, а потом я поеду в Украину...", - диалог этот можно продолжать до бесконечности. Как объяснить правила, которые русский человек впитывает с материнским молоком, еще не произнеся ни одного слова? Разве можно их выучить? Это надо почувствовать, а для начала - полюбить.
Как же у нас в школах обстоит дело с любовью к родному языку?

"ПЛАКАТЬ ХОЧЕТСЯ..."

Рассказывает учитель:
- Я не знаю, чем это можно объяснить, но в школе появилось много необучаемых детей. Я всегда знала, что бывают люди грамотные по природе. Другой группе - "врожденно неграмотной", правописание всегда дается с большим трудом. Но раньше, после какого-то времени занятий с репетиторами, они начинали писатьотносительно грамотно, я бы сказала, прилично... А теперь - правила наизусть знают, а пишут - страшно смотреть! Прихожу утром в класс, а на доске - записка от одной дежурной - другой: "Маша, не подмела, потому что не нашла счотки". И это в седьмом классе. Плакать хочется...

На консультацию к нейропсихологу приходит много детей с проблемами поведения на уроке, неусидчивостью, несобранностью. Как правило, грамотностью они тоже не блещут. И это легко объяснимо. Ведь неспособность сосредоточиться - это невозможность учитывать любые правила: как поведения, так и русского языка. Школьник, безусловно, может их перечислить, но учитывать - не может! Почему?
По статистике в настоящее время у 70% детей - функциональная незрелость структур головного мозга. В первую очередь, базально-лобных отделов, расположенных в глубине мозга, которые первые принимают информацию от органов чувств и отправляют ее к мозгу. Если тонус этих отделов снижен, то отделы мозговой коры, обеспечивающие хранение и переработку информации, находятся в полуспящем состоянии.

Как отражается незрелость структур головного мозга на письме:

  • ошибки в письме "не по правилам", например, "машена" (вместо машина), замена букв (ж-х "мужомор", б-д "ядлоки", и-у "прурода"), пропуск букв, недописывание слов и букв;

  • смена местами букв и слогов (вместо "самолет" - "масалет")

  • повторение одной и той же буквы, например "магазим" вместо "магазин")

  • зеркальное письмо (после 7- 8 лет) - буквы "э, б, в, з" ,цифры "5, 4, 3," и т.д. - в другую сторону;

  • несоблюдение границ полей в тетради и правил переноса;

  • отсутствие пробелов между словами и предложениями;

  • забывание редко встречающихся букв языка.

Если вы заметили у своего ребенка подобные ошибки, советуем обратиться к нейропсихологу. В нейропсихологии существуют специальные приемы, которые ускоряют созревание данных отделов головного мозга.

Отделы головного мозга, мешающие усвоению ребенком правописания, со временем созреют, но когда это произойдет, школьник упустит уже очень многое. И как бы репетиторы ни мучили своих учеников, грамотно писать они не будут, если не устранить истинную причину.

УМНЫЙ, НО НЕГРАМОТНЫЙ

Интеллигентная мама, знающая три языка и искренне не понимающая, как можно неправильно писать хотя бы на одном из них , тем более на родном, привела к нам на прием дочь Свету. Из-за абсолютной безграмотности (при успеваемости по всем остальным предметам) ей пришлось уйти из одной из самых престижных гимназий города Москвы.
Вот отрывок из ее сочинения на заданную нами тему "Мое отношение к жизни", которое было написано у нас на приеме ровно за десять минут:
"Жизнь - это времена года. Счастье сменяется грустью, печалью, неудачей, а грусть опять превращается в веселье, радость и успех. Летом - ярко, красочно, ароматно, свободно, тепло... Так и в жизни бывает тепло, красочно, ароматно и хорошо. Осенью льют дожди, и все время непогода. Как в жизни - плачут люди и не могут найти утешения. Когда наступает зима, выпадает суровый и холодный снег, который кажется мягким. В жизни иногда ложь и обман тоже кажутся приятными. Весной тает снег. Так и в жизни: все плохое тает, проходит без следа..."

При общей глубине темы и философском совершенстве данного сочинения в нем было ровно тридцать две (!) грамматических ошибки (при цитировании мы их опустили). Выяснилось, что у девочки прекрасно развито правое полушарие, что позволяет ей глубоко чувствовать представляемые образы, и недостаточно развито левое, и это мешает ее грамотности. После соответствующей коррекции Света полностью избавилась от ошибок в правописании. Надо заметить, что Света была левшой, поэтому правое полушарие у нее доминировало.

И еще о левшах.
Одна девочка-левша очень хотела поступить на филфак. Правой рукой она писала без единой ошибки, но совершенно ужасным почерком, понятным только ей одной, а левой рукой - каллиграфическим почерком, но в каждом слове делала по две ошибки. Когда настало время сдавать вступительные экзамены в институт, сочинение она писала так: на черновике - левой рукой, на чистовике - правой.

ДИАЛОГ О НАБОЛЕВШЕМ

Учитель:
- А мне все равно кажется, что безграмотность оттого, что дети не читают. Раньше под подушкой у ребенка находили книгу, а теперь - безвременно ушедшего из жизни Тамагучи. Чувствуешь себя неполноценной, когда рассказываешь в десятом классе: "Ах Пушкин, ах солнце русской поэзии...", а у парней в глазах - папа с пачкой купюр в кармане, которому и без Пушкина жить хорошо. Откуда же они будут грамотно писать? Ничто в природе не возникает из ничего.

Психолог:
- Абсолютно правильно говорите, но не учитываете одного. А если у ребенка нарушение зрительной памяти? Он может много читать, но запоминать, как написаны в книге слова, не будет. Или такой вариант. Проводим диагностику тринадцатилетнего мальчика. Он не разбирается в элементарных логико - грамма тических конструкциях. Например, спрашиваю, кем тебе приходится брат отца? Отвечает - дядя. А отец брата? Всех перечислил, но так и не догадался. Вы думаете, это редко бывает? На каждом шагу! Если детство человека с нормальной мозговой организацией прошло в нормальной семье, как он может не любить книг? Часто бывает достаточно подкорректировать некоторые функции головного мозга - и любовь к чтению просыпается. Естественно, это бывает в семьях, где родители сами читают и приобщают к этому детей. А нечитающий человекграмотным быть не может, ведь на одном Розентале правил русского языка не освоишь...

При нормальном интеллекте, слухе и зрении грамотность у детей может отсутствовать опять же из-за незрелости некоторых отделов мозга. При этом нарушаются все функции, которые участвуют в процессе письма (пространственная ориентировка, двигательные функции руки, речевое вни мание и так далее). К сожалению, современная методика обучения не учитывает особенностей развития школьников, а наука о них уже знает... Вот и приходится "приспосабливать" детей к школе.

ЭТО - НЕ МЕЛОЧЬ

В повести А. Алексина "Саша и Шура" мальчик, у которого была переэкзаменовка по русскому языку, рассуждал так: "Какая разница, как писать "велосипед" или "вИлАсипед", от этого же он мотоциклом не станет?" Это действительно так, но проблемы, возникающие у человека, не освоившего правил письма, гораздо сложнее, чем у слова , написанного с ошибкой.
Расстройство в овладении письмом приводит школьника сначала к нежеланию и отказу выполнять домашние задания в письменном виде, а потом и посещать уроки, на которых этот дефект будет обнаруживаться наиболее отчетливо.
У большинства детей безграмотность влияет на настроение, может развиться депрессия, отчаяние, стремление к самоизоляции. Если родители вовремя не обратили внимание на проблемы с родным языком, а врачи-нейропсихологи не про вели соответствующую коррекцию, безграмотность может сохраниться и в зрелом возрасте. Ребенок не сможет заниматься интеллекту альной деятельностью и достигать успехов в профессиях, требующих составления текстов в письменной форме и их грамотного оформления. В каждодневной жизни тоже иногда требуется оставить записку или написать открытку, а люди, некомпетентные в письме, стараются не делать этого, чтобы не обнаружить свою безграмотность.

Когда я работала психологом в одной школе, ко мне пришла учительница русского языка и показала тетрадь своей ученицы. "Ты представляешь, - сказала она, - в диктанте у нее двенадцать ошибок, а в работе над ошибками - тринадцать..." Посмотрев тетрадь, я посоветовала педагогу (который действительно искренне хотел помочь девочке) не делать эмоциональных записей, а свою красную шариковую ручку заменить на гелевую, которая "не продавливает" листы. Через некоторое время количество "глупых ошибок" заметно уменьшилось...

А произошло, собственно, вот что. Учительница, не скрывая своего гнева, делала записи в тетрадях своих учеников (типа "Безобразие!" или "Грязь!"). Школьники, реагируя на эмоциональность записи (образные слова и интенивность нажатия шариковой ручки), начинали нервничать и бояться. Страх, как известно, плохой помощник в изучении чего-либо, и дети, находясь в отрицательном эмоциональном состоянии, вместо того, чтобы исправлять допущенные ошибки, "лепили" новые.

* * *

Если вашему ребенку не дается грамотность, необходимо прежде всего выявить причины, мешающие ему освоить письмо, и убедить его, что эти трудности вполне преодолимы. Постарайтесь пробудить в нем желание "писать без ошибок". И не забудьте о том, что заниматься надо в спокойной, доброжелательной обстановке - тогда успех обеспечен!


"Материнство", март 2000
Анна Ишина, нейропсихолог 
Александра Соболева, педагог
Категория: Мои статьи | Добавил: TIG (17.10.2010)
Просмотров: 430 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024